Однажды я ездил на нефтяном танкере. Он назывался Jahre Viking, и со своими
500 метрами он был не только самым длинным кораблём в мире, но и самым крупным
передвижным объектом, созданным руками человека. Он был настолько большим, что
его водоизмещение не позволит ему пройти через Панамский или Суэцкий канал. Даже
Ла-Манш для него мелковат.
Во время хода он не особо энергичен. Например, чтобы остановиться у Техаса,
капитану приходится начинать тормозить где-то у побережья Намибии. Однажды я
взял рычаг и наклонил его вперёд до упора, но не ощутил никакой разницы в его
размеренной и унылой поступи вокруг Мыса Доброй Надежды. Понадобилось добрых
полчаса для того, чтобы скорость выросла с 12,4 до 12,5 морских узлов.
Сомалийские пираты, определённо, могут его догнать, но вот смогут ли они его
остановить. Это будет уже гораздо сложнее.
Во всех других жизненных случаях катастрофу можно предотвратить в последний
момент. «Пахнет газом, так что я не буду подкуривать сигарету». «Этот
талибанский боевик в меня целится, так что я выстрелю в ответ». «Эта девушка,
несомненно, пытала своего ребёнка, так что я отвезу его в больницу». И так
далее.
Но когда управляешь автомобильной компанией, такую роскошь себе уже не
позволишь. «Боже мой. Наступила рецессия, так что я немедленно сверну
производство крупных внедорожников и начну делать городские машины». У директора
Land Rover такое не получится.
В правительстве не заметили, что приближается финансовый кризис. Банки не
заметили, что приближается финансовый кризис – и вызвали
его.
Королева не заметила, что приближается финансовый кризис. В правительстве не
заметили, что приближается финансовый кризис. Банки не заметили, что
приближается финансовый кризис – и вызвали его. Какие шансы были в этой ситуации
у буржуа из Бирмингема? И что он может сделать сейчас, когда всё случилось? Он в
позиции рулевого Jahre Viking - он идёт вперёд со скоростью 12,5 узлов, рифы
появились прямо по курсу, и он абсолютно ничего не может предпринять, чтобы
предотвратить фатальную катастрофу.
Новую машину можно создать минимум за 4 года, это если очень торопиться.
Нужны новые инструменты и роботы для конвейерной ленты, и надо ещё убедиться,
что сиденья не будут скрипеть ни на разбитых дорогах Аризоны, ни на ледяном
озере в северной Норвегии. Когда управляешь компанией, необходимо предвидеть
утечку газа в своей кухне ещё до того, как построят сам дом.
Взгляните на Jaguar, компанию, которая последние 30 лет занимается тем, что
прыгает в разреженном воздухе и бьётся лбом о заборы. Она начала работу в Жирных
Восьмидесятых над своим гиперкаром XJ220, который поступил в продажу в 1992-м,
как раз когда весь мир пошёл в другом направлении. Тогда они решили разработать
компактное авто по имени X-Type, а выпустили его, когда все кругом объедались
деньгами, чтобы хоть как-то от них избавиться. А теперь ведётся работа над новым
5-литровым V8, который появится на рынке в середине следующего года, когда, по
словам большинства аналитиков, в список безработных войдут все, включая епископа
Кентерберийского.
Да, Jaguar может передумать и заняться 1,1-литровым экодизелем. Но он не
будет готов до 2012 года, и кто знает, на что тогда будет похожа экономика.